Доступная среда

Информация об обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Современным приоритетным направлением модернизации российского образования в соответствии Федеральным государственным образовательным Стандартом является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения  — детей с ограниченными возможностями здоровья. Система образования предполагает создание таких условий, при которых особый ребёнок со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации потенциала своей личности через включение (инклюзию) в общую социально-культурную и образовательную среду. Существующая потребность в инклюзивном образовании огромна, увеличивается количество детей с подобными проблемами, что возникает необходимость развивать инклюзивное направление в условиях школы, совместно обучать разных детей. Работа в этом  направлении предусматривает создание различных форм комплексной  поддержки — специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного  и воспитательного процесса. Поэтому одним из актуальных вопросов в МБОУ «СОШ №17» является обеспечение равных возможностей получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Данные социального паспорта школы свидетельствуют о том, что дети с ОВЗ  чаще всего растут и воспитываются  в социально- неблагополучных семьях, в семьях с низким уровнем образования и воспитания. Социальный статус семей в нашей школе практически не меняется: 104 многодетные семьи, 302 неполные семьи, 118 малообеспеченные семьи;   30 % родителей имеют только среднее образование. Из общего числа учащихся школы 12% обучающихся являются детьми  с ОВЗ, которые обучаются по классно-урочной системе;  9 учащихся обучаются по АООП и СИПР на домашнем обучении, из них 4 ребёнка-инвалида;  4 ребёнка-инвалида обучаются в обычных классах.  Кроме этого, прослеживается  динамика в увеличении количества детей с ОВЗ в нашей школе. С каждым годом, на протяжении шести лет  она увеличивается. Сегодня возрастает количество детей, обучающихся по АООП не только в начальной школе, но и  на ступени основного общего образования.

Количество учащихся, имеющих рекомендацию обучения по АООП

год Начальное обучение Основное обучение всего
7 0 7
2013-2014 10 4 14
2015-2016 13 11 24
2016-2017 22 16 38
2017-2018 26 31 57
2018-2019 22 46 68

Дети-инвалиды, обучающиеся по АООП и СИПР на домашнем обучении

Категория обучающихся, имеющими проблемы со здоровьем 1 ступень обучения 2 ступень обучения 3 ступень обучения всего
Дети с нарушением интеллекта (умственная отсталость, задержка психического развития) 2 2 2
С нарушением опорно-двигательного аппарата 2 1 3
Дети с нарушением аутистического спектра 1 1
Дети с тяжёлыми и множественными психическими нарушениями 2 2

Поэтому одним из приоритетных направлений  деятельности нашей образовательной организации является комплексное психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение этой группы детей.

В рамках проекта с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями нужна комплексная система поддержки. Ввиду того, что у особых детей наблюдается более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим поведением, трудности в социальной адаптации – их интеллектуальная готовность к школьному обучению оценивается как низкая, дети испытывают стойкие трудности в обучении.

Образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них  комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей  равные условия  и  возможности для получения образования,   самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой  деятельности.    Мы разработали модель  обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях общеобразовательного пространства школы, в которую входят следующие направления деятельности поэтапного систематического обучения, которые состоят из 6 блоков. Предполагаемым продуктом проекта станет модель (система) комплексного  сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья с дальнейшим  профессиональным и социальным самоопределением детей с ОВЗ и детей-инвалидов в интересах личности и общества:

  • Координация и управление образованием и воспитанием детей с ОВЗ
  • Педагогическое сопровождение (обучение детей по АООП, СИПР в соответствии с рекомендациями ПМПК и ИПР или ИПРА)
  • Психолого-педагогическое сопровождение (диагностика, коррекция, развитие, консультирование)
  • Логопедическое сопровождение (диагностика, коррекция, развитие, консультирование)
  • Социокультурная деятельность;
  • Профессиональная ориентация и предпрофильная подготовка детей с ОВЗ и детей-инвалидов.