Информация об обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Современным приоритетным направлением модернизации российского образования в соответствии Федеральным государственным образовательным Стандартом является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ограниченными возможностями здоровья. Система образования предполагает создание таких условий, при которых особый ребёнок со специальными образовательными потребностями получит возможность реализации потенциала своей личности через включение (инклюзию) в общую социально-культурную и образовательную среду. Существующая потребность в инклюзивном образовании огромна, увеличивается количество детей с подобными проблемами, что возникает необходимость развивать инклюзивное направление в условиях школы, совместно обучать разных детей. Работа в этом направлении предусматривает создание различных форм комплексной поддержки — специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного и воспитательного процесса. Поэтому одним из актуальных вопросов в МБОУ «СОШ №17» является обеспечение равных возможностей получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Данные социального паспорта школы свидетельствуют о том, что дети с ОВЗ чаще всего растут и воспитываются в социально- неблагополучных семьях, в семьях с низким уровнем образования и воспитания. Социальный статус семей в нашей школе практически не меняется: 104 многодетные семьи, 302 неполные семьи, 118 малообеспеченные семьи; 30 % родителей имеют только среднее образование. Из общего числа учащихся школы 12% обучающихся являются детьми с ОВЗ, которые обучаются по классно-урочной системе; 9 учащихся обучаются по АООП и СИПР на домашнем обучении, из них 4 ребёнка-инвалида; 4 ребёнка-инвалида обучаются в обычных классах. Кроме этого, прослеживается динамика в увеличении количества детей с ОВЗ в нашей школе. С каждым годом, на протяжении шести лет она увеличивается. Сегодня возрастает количество детей, обучающихся по АООП не только в начальной школе, но и на ступени основного общего образования.
Количество учащихся, имеющих рекомендацию обучения по АООП
год | Начальное обучение | Основное обучение | всего |
7 | 0 | 7 | |
2013-2014 | 10 | 4 | 14 |
2015-2016 | 13 | 11 | 24 |
2016-2017 | 22 | 16 | 38 |
2017-2018 | 26 | 31 | 57 |
2018-2019 | 22 | 46 | 68 |
Дети-инвалиды, обучающиеся по АООП и СИПР на домашнем обучении
Категория обучающихся, имеющими проблемы со здоровьем | 1 ступень обучения | 2 ступень обучения | 3 ступень обучения | всего |
Дети с нарушением интеллекта (умственная отсталость, задержка психического развития) | 2 | 2 | — | 2 |
С нарушением опорно-двигательного аппарата | 2 | 1 | — | 3 |
Дети с нарушением аутистического спектра | 1 | 1 | ||
Дети с тяжёлыми и множественными психическими нарушениями | 2 | 2 |
Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности нашей образовательной организации является комплексное психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение этой группы детей.
В рамках проекта с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями нужна комплексная система поддержки. Ввиду того, что у особых детей наблюдается более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим поведением, трудности в социальной адаптации – их интеллектуальная готовность к школьному обучению оценивается как низкая, дети испытывают стойкие трудности в обучении.
Образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей равные условия и возможности для получения образования, самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой деятельности. Мы разработали модель обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях общеобразовательного пространства школы, в которую входят следующие направления деятельности поэтапного систематического обучения, которые состоят из 6 блоков. Предполагаемым продуктом проекта станет модель (система) комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья с дальнейшим профессиональным и социальным самоопределением детей с ОВЗ и детей-инвалидов в интересах личности и общества:
- Координация и управление образованием и воспитанием детей с ОВЗ
- Педагогическое сопровождение (обучение детей по АООП, СИПР в соответствии с рекомендациями ПМПК и ИПР или ИПРА)
- Психолого-педагогическое сопровождение (диагностика, коррекция, развитие, консультирование)
- Логопедическое сопровождение (диагностика, коррекция, развитие, консультирование)
- Социокультурная деятельность;
- Профессиональная ориентация и предпрофильная подготовка детей с ОВЗ и детей-инвалидов.